СТАТЬИ

ШАББАТ (СУББОТ)

 
В Торе сказано: «Помни день субботний, чтобы святить его;» (Исх. 20:8) Обратите внимание на эти слова: "чтобы святить его".
 
Далее мы читаем: «шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.» (Исх. 20:9-11)
У Исайи есть такие строки: «Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою (радостью, ивр.: онег), святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, - то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это.» (Ис. 58:13-14)  
Шаббат - это отрада, радость, святой день Господа! Цель Шаббата - святить его.  В чем должна проявляться святость?
- Благодарить, благословлять Б-га, прославлять Имя Его. Левиты должны были «каждое утро благодарить и славословить Господа, также и вечером, и при всех всесожжениях, возносимых Господу в субботы, в новомесячия и в праздники по числу, как предписано о них, - постоянно пред лицем Господа,» (1 Пар. 23:30-31); 
- не заниматься обычными делами;
- не угождать своей прихоти;
- не пустословить.
Святость проявляется также в праведности, справедливости, добродетельности: «... и Бог Святый явит святость Свою в правде (цедаке).» (Ис. 5:16)
Беззаконие и Шаббат - несовместимы: «Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие - и празднование!» (Ис. 1:13)
В Книге Нехемии (Неемии) рассказывается:  «В те дни я увидел в Иудее, что в субботу топчут точила, возят снопы и навьючивают ослов вином, виноградом, смоквами и всяким грузом, и отвозят в субботний день в Иерусалим. И я строго выговорил [им] в тот же день, когда они продавали съестное. И Тиряне жили в [Иудее] и привозили рыбу и всякий товар и продавали в субботу жителям Иудеи и в Иерусалиме. И я сделал выговор знатнейшим из Иудеев и сказал им: зачем вы делаете такое зло и оскверняете день субботний? Не так ли поступали отцы ваши, и за то Бог наш навел на нас и на город сей все это бедствие? А вы увеличиваете гнев [Его] на Израиля, оскверняя субботу. После сего, когда смеркалось у ворот Иерусалимских, перед субботою, я велел запирать двери и сказал, чтобы не отпирали их до [утра] после субботы. И слуг моих я ставил у ворот, чтобы никакая ноша не проходила в день субботний. И ночевали торговцы и продавцы всякого товара вне Иерусалима раз и два. Но я строго выговорил им и сказал им: зачем вы ночуете возле стены? Если сделаете это в другой раз, я наложу руку на вас. С того времени они не приходили в субботу. И сказал я левитам, чтобы они очистились и пришли содержать стражу у ворот, дабы святить день субботний.» (Неем. 13:15-22)
Шаббат - это знамение между Б-гом и Его народом: «скажи сынам Израилевым так: субботы Мои соблюдайте, ибо это - знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас;» (Исх. 31:13)
«и пусть хранят сыны Израилевы субботу, празднуя субботу в роды свои, как завет вечный; это - знамение между Мною и сынами Израилевыми на веки, потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился.» (Исх. 31:16-17)
Обратите внимание на слова: "завет вечный". Шаббат - это завет вечный!
В Тысячелетнем Царстве все люди будут соблюдать Шаббат: «Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь.» (Ис. 66:23)
Мессия Йешуа соблюдал Шаббат: 
«Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем. И пришел в Нацерет (Назарет), где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать.» (Лук. 4:15-16)
«И приходят в Кфар-Нахум (Капернаум); и вскоре в субботу вошел Он в синагогу и учил.» (Марк. 1:21)
«В одной из синагог учил Он в субботу.» (Лук. 13:10)
Йешуа -  Господин Шаббата. «... Сын Человеческий есть господин и субботы.» (Мф. 12:8)
Можно ли в Шаббат делать добро?
«И вот, там был человек, имеющий сухую руку. И спросили Йешуа (Иисуса), чтобы обвинить Его: можно ли исцелять в субботы? Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы! Итак можно в субботы делать добро.» (Мф. 12:10-12) 
Йешуа не нарушил заповедь (мицву) о Шаббате. Он сказал: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить (раскрыть в полноте). Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.» (Мф. 5:17-18)  
Ученики Его также соблюдали Шаббат:
 
13 Отплыв из Пафа, Павел и бывшие при нем прибыли в Пергию, в Памфилии. Но Иоанн, отделившись от них, возвратился в Иерусалим.
14 Они же, проходя от Пергии, прибыли в Антиохию Писидийскую и, войдя в синагогу в день субботний, сели.
15 После чтения закона и пророков, начальники синагоги послали сказать им: мужи братия! если у вас есть слово наставления к народу, говорите.
16 Павел, встав и дав знак рукою, сказал: мужи Израильтяне и боящиеся Бога! послушайте. (Деян.13:13-16)
 
1 Пройдя через Амфиполь и Аполлонию, они пришли в Фессалонику, где была Иудейская синагога.
2 Павел, по своему обыкновению, вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний,
3 открывая и доказывая им, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых и что Сей Мессия (Христос) есть Йешуа (Иисус), Которого я проповедую вам.
(Деян.17:1-3)
 
1 После сего Павел, оставив Афины, пришел в Коринф;
2 И, нашед некоторого Иудея, именем Акилу, родом Понтянина, недавно пришедшего из Италии, и Прискиллу, жену его, - потому что Клавдий повелел всем Иудеям удалиться из Рима, - пришел к ним,
3 и, по одинаковости ремесла, остался у них и работал; ибо ремеслом их было делание палаток.
4 Во всякую же субботу он говорил в синагоге и убеждал Иудеев и Еллинов.
5 А когда пришли из Македонии Сила и Тимофей, то Павел понуждаем был духом свидетельствовать Иудеям, что Йешуа (Иисус) есть Мессия (Христос).
(Деян.18:1-5)

 «Посему для народа Божия еще остается субботство.» (Евр. 4:9) 
О срыве колосьев в Шаббат
«В то время проходил Йешуа в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть. Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу.» (Мф. 12:1-2)
В Талмуде сказано: "... Солома, ветки растений, молодые побеги могут быть взяты одной рукой... si'ah (растение - сатурея), иссоп и koranith (тимьян или душица обыкновенная)... можно срывать в Шаббат рукой и есть..." (Шаббат, 128а) http://www.come-and-hear.com/shabbath/shabbath_128.html#128a_14
("... Bundles which can be taken up with one hand may be handled; with two hands, may not be handled. As for bundles of si'ah,13  hyssop and koranith:14  if they were brought in for fuel, one must not draw on them [for food] on the Sabbath; [if brought in] as animal fodder, he may draw on them on the Sabbath; and he may break [it] with his hand and eat [thereof], provided that he does not break it with a utensil. And he may crush it and eat, provided that he does not crush a large quantity with a utensil: the words of R. Judah." http://www.come-and-hear.com/shabbath/shabbath_128.html#128a_14)
 
Мы видим, что талмидим Йешуа, когда срывали колосья в Шаббат и ели, ничего не нарушили, согласно традиции. Почему же их упрекали? Возможно, была группа фарисеев, которая подходила к этому вопросу более строго.

Арье Барац, автор ряда  книг по иудаизму: "Многочисленные как христианские, так и еврейские исследователи показывают, что Евангелия не приводят ни одного случая нарушения законов Торы Иисусом. Даже оправдание учеников, срывавших в субботу колосья, находит себе параллель в Гемаре (см Шабат 128.а)."  (http://abaratz.com/1vaetze.htm)
 
Традиции Шаббата
 
Цедака (благотворительность)
 
Перед началом шабата в еврейских семьях в специальную копилку опускается цедака. 
КОПИЛКА ДЛЯ ЦЕДАКИ

''С давних времен у евреев существует обычай держать в доме, на видном месте специальную копилку благотворительности - <купат цедака> или, на идише, <а цдоке пушке>. В нее опускают мелкую монету перед утренней молитвой, перед дальней дорогой или по возвращении в родной дом из дальнего пути. В эту копилку опускают пожертвование, когда хотят поблагодарить Вс-вышнего или просят о помощи. Хозяйка дома опускает в нее несколько монет каждую пятницу, перед зажиганием субботних свечей. Когда копилка переполняется, ее содержимое отдается на благотворительные цели.'' (Беседы на темы недельных глав Торы. Издательство ХАМА 5755 (1995)
http://www.chassidus.ru/nedelnaya_glava/besedy/behar.htm)  
"Традиция цедаки (праведности) является фундаментальной частью еврейской жизни. Существует много форм праведного поведения, но благотворительность является среди самых основных. Благотворительность обязательна в еврейской традиции, поскольку бедные нуждаются в ней. Благотворительность - это лучший путь отметить симху (какое-либо радостное событие) ... (Копилка для цедаки) может быть найдена почти в каждом еврейском доме, и по традиции дети дают деньги каждую неделю перед наступлением шабата, (необходимо) учить их заповеди о цедаке." http://scheinerman.net/judaism/rituals/tzedakah.html)
Важно понять, что цедака - это то, как на практике понимают иудеи необходимость заботы о бедном. Это очень неплохая традиция, которая могла бы быть полезной для всех верующих в Йешуа!   
В ТаНаХе читаем:
«правды (цедек), правды (цедек) ищи, дабы ты был жив и овладел землею, которую Господь, Бог твой, дает тебе.» (Втор. 16:20)
«Блажен, кто помышляет о бедном! В день бедствия избавит его Господь.» (Пс. 40:2)
«Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его.» (Прит. 19:17) 
Зажигание свечей (хадлакат нерот) 
 
После сотворения неба и земли Б-г создал свет. Потому мы зажигаем свечи.
 
За 18 минут до захода солнца хозяйка дома зажигает две свечи (или более), символизирующие два аспекта заповеди о шабате: "храни" ("шамор!") и "помни". ("захор!"). Затем хозяйка дома закрывает глаза, произносит браху (благословение). "Движением рук над свечами мы как бы "вносим свет" в наш дом в честь наступающего Шабата." (Шабат: остров покоя. Джойнт, Иерусалим, 1993, с.15). 
 
"Шалом алейхем" ("мир вам")
 
Эта песня, которую поют в еврейских семьях в эрев шабат, - об ангелах, ангелах Всевышнего, посланцах Царя Царей. 
 
Благословение детей
 
Благословение детей в шабат - это давняя еврейская традиция.
 
Иаков благословил своих внуков, Эфраима и Менаше:
«И взял Йосеф (Иосиф) обоих, Эфраима (Ефрема) в правую свою руку против левой Израиля, а Менаше (Манассию) в левую против правой Израиля, и подвел к нему. Но Израиль простер правую руку свою и положил на голову Эфраима, хотя сей был меньший, а левую на голову Менаше. С намерением положил он так руки свои, хотя Менаше был первенец. И благословил Йосефа и сказал: Бог, пред Которым ходили отцы мои Авраам и Ицхак (Исаак), Бог, пасущий меня с тех пор, как я существую, до сего дня, Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих; да будет на них наречено имя мое и имя отцов моих Авраама и Ицхака (Исаака), и да возрастут они во множество посреди земли.» (Быт. 48:13-16)
«И благословил их в тот день, говоря: тобою будет благословлять Израиль, говоря: Бог да сотворит тебе, как Эфраиму (Ефрему) и Менаше (Манассии).» (Быт. 48:20)
Моше благословил сыновей Израилевых (Втор. 33).
 
Благословляют детей благословением Аарона: «Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да прояснит Господь лицо Свое для тебя и помилует тебя! Да обратит Господь лицо Свое к тебе и даст тебе шалом (мир)!» (Чис. 6:24-26)
 
Благословляют сыновей так:
 
"Да уподобит тебя Бог Эфраиму и Менаше. Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да прояснит Господь лицо Свое для тебя и помилует тебя! Да обратит Господь лицо Свое к тебе и даст тебе шалом!»
 
Благословляют дочерей так:
 
"Да уподобит тебя Бог Саре, Ривке, Рахели и Лее. Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да прояснит Господь лицо Свое для тебя и помилует тебя! Да обратит Господь лицо Свое к тебе и даст тебе шалом!»
 
"Эшет-хайил" (Мишлей 31)
 
Каждый эрев-Шаббат до киддуша муж читает своей жене Мишлей 31 (Притчи 31).
«Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов; уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка; она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей. Добывает шерсть и лен, и с охотою работает своими руками. Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой. Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим. Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник. Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои. Она чувствует, что занятие ее хорошо, и - светильник ее не гаснет и ночью. Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено. Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся. Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды. Она делает себе ковры; виссон и пурпур - одежда ее. Муж ее известен в воротах совета, когда сидит со старейшинами земли. Она делает покрывала и продает, и поясы доставляет купцам Финикийским. Крепость и красота - одежда ее, и весело смотрит она на будущее. Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее. Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности. Встают дети и ублажают ее, - муж, и хвалит ее: "много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их". Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы. Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее в воротах совета дела ее!» (Прит. 31:10-31)
"Эшет хайил" украшает не только еврейскую, но и христианскую традицию. В Англии, например, "Эшет хайил" входит даже в школьную программу для девочек." (Шабат: остров покоя. Джойнт, Иерусалим, 1993, с.22).
 
В некоторых семьях читается псалом 111: «Алелуйа. Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его. Сильно будет на земле семя его; род правых благословится. Обилие и богатство в доме его, и правда его пребывает вовек. Во тьме восходит свет правым; благ он и милосерд и праведен. Добрый человек милует и взаймы дает; он даст твердость словам своим на суде. Он вовек не поколеблется; в вечной памяти будет праведник. Не убоится худой молвы: сердце его твердо, уповая на Господа. Утверждено сердце его: он не убоится, когда посмотрит на врагов своих. Он расточил, роздал нищим; правда его пребывает во веки; рог его вознесется во славе. Нечестивый увидит [это] и будет досадовать, заскрежещет зубами своими и истает. Желание нечестивых погибнет.» (Пс. 111:1-10)  
Киддуш (освящение)  
Киддуш - это освящение Шаббата. Хозяин дома произносит следующую браху (благословение) над вином (при этом халы (плетеные булки) покрыты салфеткой):
 
Барух Ата Адонай Элоhейну Мелех hа-олам боре при hа-гафен
 
Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, Который творит плод виноградной лозы.
 
Ха-моци (благословение над халой)

Браха:  
Барух Ата Адонай Элоhейну Мелех hа-олам hа-моци лехем мин hа-арец.
 
Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, производящий хлеб из земли.
 
"Пусть честь других людей будет так же важна для тебя, как и твоя собственная", - сказано в Пиркей Авот ("Поучениях отцов"). В иудаизме важны поступки, и родители могут показывать это на практике. Две халы на столе в шабат могут послужить хорошим примером для нас. Почему мы покрываем эти халы салфеткой, произнося киддуш? "Хлеб - символ пропитания, и с благословения над хлебом начинается обычная, будничная трапеза. В Шаббат первое благословение полагается произносить не над хлебом, а над вином. Поэтому установлен обычай: перед киддушем накрывать субботние халы салфеткой, чтобы "не обидеть хлеб". (ШАБАТ: остров покоя. Иерусалим, 1993, с.30)
Если у нас есть такая жалость к хлебу, то тем более нам нужно иметь подобные чувства по отношению к людям! (HELEN MINTZ BELITSKY. Beginning at Home: Raising Menshes http://www.socialaction.com/families/Beginning_at_Home.shtml)
Затем проводится трапеза, во время которой можно пообщаться, спеть песни (напр., "Осэ шалом", "Йисмеху hа-шамаим","Ам Йисраэль хай", "Хине ма тов" и др.), потанцевать.  
После трапезы читается благословение "Биркат ха-мазон" (перед ним поется псалом 125).
Когда мы используем традиционные брахот, можно в конце каждой брахи добавить: мы молимся во имя Йешуа Мессии (бе-шем Йешуа ha-Машиах). Амен.  




''ШМА, ИСРАЭЛЬ''


Дважды в день, утром и вечером, иудеи читают молитву "Шма, Исраэль". "Шма, Исраэль" читают также в синагогах на Шаббат и в праздники.
 
''ШМА ИСРАЭЛЬ АДОНАЙ ЭЛОhЕЙНУ АДОНАЙ ЭХАД'' "Эти начальные слова Шма открывают нам целый мир. Это первая тфила, которую произносит ребенок, и последние слова, которые произносит умирающий. В течение многих веков эти слова были девизом еврейских мучеников, в том числе и современных героев духа, произносивших их перед дверьми газовых камер.'' (http://www.istok.ru/jews-n-world/Carmell/Carmell_5_66-71.shtml)
 
В этой молитве использованы 3 отрывка из Торы.

Первый отрывок:
«Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими (всем существом твоим - перевод по изданию "Сончино"). И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая; и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих.» (Втор. 6:4-9)

Первые строки "Шма, Исраэль":
  ''ШМА ИСРАЭЛЬ АДОНАЙ ЭЛОhЕЙНУ АДОНАЙ ЭХАД'' (''Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть'') говорят нам о единстве Б-га. И о том, что есть только ОДИН Б-Г у Израиля и нет у него никаких других богов! У Исайи читаем:

"Господи Цеваот (Саваоф), Боже Израилев, седящий на Херувимах! Ты один Бог всех царств земли; Ты сотворил небо и землю." (Ис. 37:16)

Моше и сыновья Израилевы пели Господу: "Кто, как Ты, Господи, между богами? Кто, как Ты, величествен святостью, досточтим хвалами, Творец чудес?" (Исх. 15:11)

Наш Б-г - Б-г Всемогущий (Эль Шадай):
"Являлся Я Аврааму, Ицхаку (Исааку) и Яакову (Иакову) с [именем] "Бог Всемогущий"..." (Исх. 6:3)

Наш Б-г - Б-г великий (Эль ha-гадоль) и сильный (ha-гибор) (Иер. 32:18) 

В молитве "Шма, Исраэль" содержатся несколько важных мицвот (заповедей):

- Шма (слушай, слушайся);

- а
hавта (люби) - "ЛЮБИ. Это значит: ищи близости Б-га, подчинив этой цели все свое сердце, всю свою душу и все свои средства. Все ваши мысли и чувства, все ваши желания и стремления и все, чем вы владеете, должно рассматриваться вами лишь как средство достижения близости Б-га; они представляют для вас ценность лишь постольку, поскольку могут приблизить к вам Б-га..." (Из комментария р.Ш.Р.Гирша.  Перевод комментария - издательство "Швут Ами"http://www.machanaim.org/tanach/e-dvarim/inde02_3.htm)

"Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лице Божие!" (Пс. 41:2-3).

Что означает любить "всем сердцем"? Это означает направить, приблизить свое сердце к Б-гу! Исайя обличал Израиль, потому что сердце народа было далеко от Него: «И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих;» (Ис. 29:13)
Йешуа говорил: «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, - всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека.» (Марк. 7:21-23)
Нам нужно постоянно следить, чтобы противник ничего не посеял в наши сердца. «Но Петр сказал: Анания! Для чего [ты допустил] сатане вложить в сердце твое [мысль] солгать Духу Святому и утаить из цены земли?» (Деян. 5:3)
Враг будет пытаться вложить в сердце свои мысли, но от нас, только от нас, зависит, позволим ли мы это или нет. Иуда позволил сатану действовать: «И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его,» (Ин. 13:2) Результат - Иуда предал Йешуа.
Вот почему в Писании сказано о необходимости любить Б-га всем сердцем.
«Ибо если устами твоими будешь исповедывать Йешуа (Иисуса) Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению.» (Рим. 10:9-10)
«да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою,» (Евр. 10:22)
Любить "всей душой".  Любить - это отдавать. Много любить - это много отдавать. Б-г отдал самое дорогое - Сына Своего, чтобы мы могли иметь спасение: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.» (Ин. 3:16)
Йешуа отдал свою жизнь за нас, искупил нас от грехов: «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев.» (1 Ин. 3:16)
«ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее;» (Мф. 16:25)
Любить "всеми силами". Это означает, что все свои силы необходимо направить на служение Всевышнему.
- шинантам (внушай их);
- дибарта (говори);
- кшартам (навяжи их);
- хтавтам (напиши их)


Второй и третий отрывки -
  Дварим (Второзаконие) 11:13-21 и Бемидбар (Числа ) 15:37-41.
Текст молитвы "Шма, Исраэль" содержится на свитках, которые помещаются в мезузу и тефиллин. (Традиция установила во время молитв в синагоге одевать две черные кожаные коробочки (тефиллин), внутри которых находятся свитки с отрывками из Торы. Эти коробочки прикрепляются с помощью ремней, одну надевают на верхнюю часть руки, другую прикрепляют ко лбу. Также во время молитв одевают талит - молитвенное покрывало, к каждому из четырех концов которого прикрепляются цицит (кисти). О цицит сказано в Торе: «объяви сынам Израилевым и скажи им, чтоб они делали себе кисти на краях одежд своих в роды их, и в кисти, которые на краях, вставляли нити из голубой шерсти; и будут они в кистях у вас для того, чтобы вы, смотря на них, вспоминали все заповеди Господни, и исполняли их, и не ходили вслед сердца вашего и очей ваших, которые влекут вас к блудодейству, чтобы вы помнили и исполняли все заповеди Мои и были святы пред Богом вашим.» (Чис. 15:38-40)
Мезуза - это коробочка, внутри которой находится свиток с 2 отрывками из Торы (Второзаконие 6:4-9 и 11:13-21). Мезуза прикрепляется к косякам дверей.
Один законник спросил Йешуа: "Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе"?

"Йешуа (Иисус) сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки." (Мф. 22:37-40)




                                           




14 нисана вечером (букв. «между двумя вечерами») по еврейскому календарю начинается праздник Песах (Пасха). 
Месяц нисан - это первый месяц года.  «И сказал Господь Моше (Моисею) и Аарону в земле Египетской, говоря: месяц сей [да будет] для (у) вас началом месяцев, первым [да] [будет] он у вас между месяцами года.» (Исх. 12:1-2)
Обратите внимание: этот месяц - ДЛЯ НАС! Нам он нужен! 
«Сказал рабби Йегошуа бен Леви: «Представим себе царя, у которого были драгоценные часы. Он смотрел на них и определял, который час. Когда его сын вырос, царь отдал ему эти часы. Так и Всевышний сказал народу Израиля: «До сего дня Я рассчитывал годы и месяцы, отныне это будет ваша привилегия» (Ялкут Бо, 190)». (Элиягу Ки-Тов. "Книга нашего наследия" http://www.shabat-shalom.info/books/Eliahu_Ki-Tov_Kniga/14.htm)
В этом месяце произошел исход евреев из Египта, Мессия Йешуа умер и воскрес, 1-го нисана был освящен Мишкан (Скиния) и Б-жья Шехина покрыла его (Исх. 40:1-35), Неемия отправился в Иерусалим (Неем. 2:1-9), Эстер (Есфирь) объявила трехдневный пост (Есф. 3:7, 4:16). 
В иврите есть похожее слово - нисим (чудеса). Нисан - это месяц чудес! 
Элиягу Ки-Тов в "Книге нашего наследия" указывает: "Слово "месяц" родственно слову "обновление". Это означает, что то, что относится к месяцу, непостоянно и все время обновляется. Месяц связан с чудесами – сверхъестественными явлениями, выходящими за рамки законов природы, которые иногда совершает Всевышний по своему желанию, показывая тем самым, что Он и только Он – Властелин мира." (http://toldot.ru/rus/articles/art/1765) 
И еще одна цитата из "Книги нашего наследия": «Нисан» — это вавилонское название месяца, которое евреи принесли из вавилонского плена. Оно также связано с весной. Слово Нисан того же корня, что ницан — «почка», «бутон» — как оно используется в Писании: «Бутоны (ницаним) показались на земле» (Шир а-ширим 2:12) . Наши мудрецы нашли интересное сокращение, скрытое в слове «весна» — אביב (авив): אב י"ב, «отец двенадцати» месяцев." (http://www.moshiach.ru/calendar/1/nisan.html)
В Шмот (Левит) 23 читаем:
«Вот праздники Господни, священные собрания, которые вы должны созывать в свое время: в первый месяц, в четырнадцатый [день] месяца вечером Песах Богу (Пасха Господня); и в пятнадцатый день того же месяца праздник мацот (опресноков) Господу; семь дней ешьте мацот (опресноки); в первый день да будет у вас священное собрание; никакой работы не работайте; и в течение семи дней приносите жертвы Господу; в седьмой день также священное собрание; никакой работы не работайте. И сказал Господь Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им: когда придете в землю, которую Я даю вам, и будете жать на ней жатву, то принесите первый сноп (омер) жатвы вашей к священнику; он вознесет этот сноп (омер) пред Господом, чтобы вам приобрести благоволение; на другой день праздника вознесет его священник; и в день возношения снопа принесите во всесожжение Господу агнца однолетнего, без порока, и с ним хлебного приношения две десятых части [ефы] пшеничной муки, смешанной с елеем, в жертву Господу, в приятное благоухание, и возлияния к нему четверть гина вина;» (Лев. 23:4-13) 
Обратите внимание: в Шмот (Левит) 23 несколько раз подчеркивается: праздники Господни... Мы соблюдаем не просто традицию, мы празднуем праздники, установленные Всевышним!
Первая из 10 заповедей: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства;» (Исх. 20:2)
"О связи "земли египетской" с "домом рабов" говорил еще Бенно Яаков, который усматривал здесь противопоставление. "Земля египетская" – это страна древней культуры, высокой цивилизации (см. Брейшит 13:10: "Как сад Г-сподний, как земля египетская"). Слава "мудрых советников фараона" гремела по всей земле, славились великое египетское зодчество и прекрасное искусство этой страны. Но Тора ни в грош не ставит все это, так как эта страна является "домом рабов", и великолепие этого дома зиждется на тяжком подневольном труде. Последние слова первого речения указывают, по мнению Бенно Яакова, вот на что: если в культурной стране нет места свободе, то Б-г заставляет отказаться от этой культуры, поэтому "Я вывел вас из земли египетской, из дома рабов". (Проф. Нехама Лейбович: "Новые исследования книги Шмот в свете классических комментариев" http://www.jafi.org.il/education/russian/leibov/_nleibs/itro_2_s.html)
Слово "Песах" происходит от глагола "пасах" (пройти мимо).  Ангел смерти прошел мимо, когда увидел, что косяки дверей еврейских домов были помазаны кровью агнца. Кровь была знаком. Если бы агнец был заклан, но косяки дверей не были бы помазаны его кровью, не было бы этого знака. Таким образом, для выхода из Египта нужны были два условия:
- Агнец должен был быть заклан;
- Его кровью должны были быть помазаны косяки дверей.
В Танахе рассказывается, как праздновался Песах в Израиле во время Йеhoшуа бин Нуна (Иисуса Навина) в Гилгале (Галгале) (ИбН. (Иис.) 5:9–10),  в царствование царей Хизкияhу (Езекии) (II Хр. (Пар.) 30:1–21) и Иошияhу (Иосии) (II Хр. (Пар.) 35:1–18), во время Эзры (Ездры) (Езд. 6:19-22).
"Иосиф Флавий сообщает, что в 65 г. н. э. в Иерусалим на жертвоприношение пасхальных агнцев в Храме прибыло не менее трех миллионов человек (Война 2:280); такая же цифра приводится в Талмуде (Псах. 64б)." (http://www.eleven.co.il/article/13202)
Что это означает для нас, верующих в Йешуа? Недостаточно просто знать о Б-ге, ходить на служения, нужно помазать кровью Агнца Мессии Йешуа наши сердца, любить, служить Б-гу, выполнять Его заповеди!
«Итак, Израиль, чего требует от тебя Господь, Бог твой? Того только, чтобы ты боялся Господа, Бога твоего, ходил всеми путями Его, и любил Его, и служил Господу, Богу твоему, от всего сердца твоего и от всей души твоей, чтобы соблюдал заповеди Господа и постановления Его, которые сегодня заповедую тебе, дабы тебе было хорошо.» (Втор. 10:12-13)
 «если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха.»  (1 Ин. 1:7)
10 казней было над египтянами, последняя - были умерщвлены египетские первенцы. Почему именно первенцы?
«И скажи фараону: так говорит Господь: Израиль [есть] сын Мой, первенец Мой; Я говорю тебе: отпусти сына Моего, чтобы он совершил Мне служение; а если не отпустишь его, то вот, Я убью сына твоего, первенца твоего.» (Исх. 4:22-23)
Фараон не отпустил Израиль, и был наказан:
«В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота.» (Исх. 12:29)
Б-г сказал Аврааму: «Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные.» (Быт. 12:3)
Благословляющие Израиль будут благословлены! Злословящие - будут прокляты. Вот почему нужно благословлять еврейский народ: делиться с евреями Благой Вестью, молиться о мире в Иерусалиме. 
Мессианское значение Песаха
«И, взяв чашу и благодарив (произнес браху), сказал: приимите ее и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие.» (Лук. 22:17-18)

взяв чашу и благодарив (произнес браху) – Это была первая или вторая чаша (во время проведения Пасхального Седера используют четыре чаши вина).

«И, взяв хлеб и благодарив (произнес браху), преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша [есть] Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается.» (Лук. 22:19-20)

«Над вином проихносят следующую б'раху: "Барух эта, Адонай Элогейну, Мелех-га'олам, Борей п'ри гагефен (Благословен ты, Адонай, Бог наш, Владыка вселенной, сотворивший плод виноградной лозы)". Несомненно, Йешуа употребил традиционное благословение, так как в ст. 29 он цитирует из него фразу "плод виноградной лозы".» (Комментарий Д.Стерна к Еврейскому Новому Завету http://tikvaisrael.com/biblio/Stern_new_test/matityagu_26.htm)
Наш Песах - это Мессия Йешуа, Который умер за наши грехи и воскрес для нашего оправдания.
«Ибо я первоначально преподал вам, что и [сам] принял, [то] [есть], что Мессия (Христос) умер за грехи наши, по Писанию,» (1 Кор. 15:3)
«Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего.» (Рим. 4:25)
«Йешуа (Иисус) сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет.» (Ин. 11:25) 
Мессия Йешуа воскрес на третий день после начала Песаха, когда в Израиле приносили омер первинок (первый сноп) жатвы священнику. 
«объяви сынам Израилевым и скажи им: когда придете в землю, которую Я даю вам, и будете жать на ней жатву, то принесите омер первинок (первый сноп) жатвы вашей к священнику; он вознесет омер пред Господом, чтобы вам приобрести благоволение; на другой день праздника вознесет его священник; и в день возношения омера принесите во всесожжение Господу агнца однолетнего, без порока, и с ним хлебного приношения две десятых части [ефы] пшеничной муки, смешанной с елеем, в жертву Господу, в приятное благоухание, и возлияния к нему четверть гина вина; никакого [нового] хлеба, ни сушеных зерен, ни зерен сырых не ешьте до того дня, в который принесете приношения Богу вашему: это вечное постановление в роды ваши во всех жилищах ваших.» (Лев. 23:10-14)

"Во второй день праздника опресноков (следовательно, в шестнадцатый день этого месяца) берут от вновь созревших плодов, к которым раньше никто не смел прикасаться, считая справедливым почтить на первом плане Господа Бога, которым даруется вся эта благодать, и приносят Ему в жертву следующим образом первый ячмень: высушив, смолов и очистив от всех примесей кучу колосьев ячменя, посвящают на алтаре Господу Богу ассарон их, а остальное предоставляют священнослужителям для личного пользования. Лишь после этого дозволяется всем и каждому приступать к жатве. Вместе с первыми плодами приносят в виде жертвы всесожжения Господу Богу и ягненка." (И.Флавий. Иудейские древности. 3:10, ст.5 http://www.vehi.net/istoriya/israil/flavii/drevnosti/03.html#_ftn66)

"Во времена Храма на исходе первого дня праздника главы народа Израиля выходили на одно из полей в окрестностях Иерусалима («потому что омер приходит только из удела Йегуды») и в праздничной обстановке сжинали охапку ячменя, обмолачивали его, мололи муку и просеивали ее в тринадцати ситах. Мука эта должна была быть высшего качества. Омер (ок. 2480 см3) этой муки доставляли в Храм. С того момента, как омер ячменя приносили в дар Вс-вышнему, весь новый урожай становился разрешенным для всех." (http://toldot.ru/tora/articles/articles_3477.html?template=83)
Йешуа - это "первенец", "первый плод": «... первенец Мессия (Христос)...» (1 Кор. 15:23)
"Вполне вероятно, что Мессия Йешуа воскрес в Праздник Первых Плодов. Сказано, что Мессия Йешуа воскрес "на третий день". Пейсах начинается вечером четырнадцатого нисана. Праздник Первых Плодов - шестнадцатого нисана. Итак, мы имеем часть четырнадцатого числа, целиком пятнадцатое и третий день, шестнадцатое. Возможно, в тот самый день, когда первосвященник приносил первые плоды жатвы ячменя, Бог воскрешал Мессию из мертвых, как первый плод искупленного человечества. Праздник Первых Плодов является истинным библейским днем Воскресения. Мне бы очень хотелось, чтобы христианская Церковь приняла этот праздник с его Богом данным символизмом воскресения, а не заменяла его пасхальными яйцами, кроликами и жареными окороками." (Лорен Джейкобс. Йешуа в еврейских праздниках http://www.orhaolam.org/new/yeshua/inholidays.htm)
Как важно нам, верующим в Йешуа, благодарить Б-га за избавление еврейского народа из Мицраима (Египта) и за искупление Израиля и всего человечества в Мессии Йешуа!  "На иврите слово «тода» происходит от корня «знать» и имеет два значения: признание и благодарность. «Тода» – это еще и просто «спасибо». «Надлежит благодарить» прежде всего значит «надлежит понимать и признавать». Благодарность – чувство, которое можно и нужно в себе развивать. И не в последнюю очередь потому, говорят мудрецы, что тот, кто отрицает добро, сделанное ему ближним, в конце концов приходит к неблагодарности по отношению к Б-гу." (http://www.toldot.ru/)
Подготовка к Песаху
«... с самого первого дня уничтожьте квасное в домах ваших, ибо кто будет есть квасное с первого дня до седьмого дня, душа та истреблена будет из среды Израиля.» (Исх. 12:15)
«Нечем вам хвалиться. Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто? Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Мессия (Христос), заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины.» (1 Кор. 5:6-8)
Элементы Мессианского Пасхального Седера
Четыре чаши
Первая чаша символизирует освящение: «Итак скажи сынам Израилевым: Я Господь, и выведу вас из - под ига Египтян...» (Исх. 6:6)
Вторая - избавление: «... и избавлю вас от рабства их...» (Исх. 6:6)
Третья - искупление: «... и спасу вас мышцею простертою и судами великими;» (Исх. 6:6)
Четвертая - чаша хвалы - hаллел: «и приму вас Себе в народ и буду вам Богом, и вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш, изведший вас из - под ига Египетского;» (Исх. 6:7)
Три мацы
Маца - это "хлеб бедности": «Не ешь с нею квасного; семь дней ешь с нею опресноки, хлебы бедности (бедствия), ибо ты с поспешностью вышел из земли Египетской, дабы ты помнил день исшествия своего из земли Египетской во все дни жизни твоей;» (Втор. 16:3)
Три мацы символизируют Триединство Б-га: Абба (Отец), Бен (Сын, Мессия Йешуа), Руах hа-Кодеш (Святой Дух).
Средняя маца разламывается, и часть мацы (афикоман) обвертывается в салфетку и прячется (афикоман находит кто-то из детей перед третьей чашей).
«"Афикоман" знаменует окончание вечерней трапезы. На арамейском "афикоман" означает "достали хлеб"…» (http://www.judaicaru.org/luah/pesach_hahana_main.html)
«По-моему, нынешний обычай наличия трёх кусков мацы, разламывание и разделение средней мацы (афикоман) символизирует то же хлебопреломление у христиан, Вечерю, которую заповедал Господь «творить в Его воспоминание». Первые верующие в Иешуа были евреями и отмечали праздник Песах каждый год точно так же, как и другие евреи, вспоминая при этом о пасхальной трапезе, которая была у Господа с Его учениками. Так они по Его указанию включили в процесс трапезы символ «Тела Его, за них ломимое», и они делали это с тремя мацами, назвав среднюю «афикоман» – «Я пришёл». В течение 40 лет до разрушения Иерусалима этот обычай каким-то образом прокрался в порядок проведения пасхального праздника к евреям-иудеям и остался с тех пор важной частью еврейского торжества.. Это, действительно, поразительно, что евреи из года в год едят разломанную мацу – «афикоман», не зная, что этим они вспоминают Того, Кто пришёл, и чьё Тело было «ломимо за них». (Мессианский журнал «Оазис» http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:EFejrsO4G0cJ:oasis-magazine.com/2010/03/29/%D0%BD%D0%B5%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD/+%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD+%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%B5%D1%82+oasis&hl=ru&strip=1)
Марор
Марор - горькие травы (напр., листья салата или хрен) - напоминают о горечи рабства евреев в Египте
Соленая вода
Соленая вода символизирует слезы евреев в рабстве 
Харосет
Харосет - это пюре из яблок, виноградного сока и толченых орехов  - напоминают о глине, из которой наши прародители делали кирпичи
Зроа
Зроа - это кусок  жареного мяса на косточке - символизирует Пасхальную жертву. Мессия Йешуа - наша Пасхальная жертва. 
Еще одно значение зроа - кость Агнца:  «Кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня? Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, [что] Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились.» (Ис. 53:1-5)
Ма ништана ( Чем отличается?)
(четыре вопроса, которые сын или кто-то из присутствующих задает главе Седера)
1. Чем отличается эта ночь от всех других ночей?
Почему во все ночи мы едим и хамец (квасной хлеб), и мацу, а в эту ночь - только мацу?

2. Почему во все ночи мы едим любую  зелень, а в эту ночь - горькую зелень?
3. Почему во все ночи мы ни разу не обмакиваем нашу пищу, а в эту ночь - обмакиваем дважды?
4. Почему во все ночи мы едим сидя прямо или облокотившись, а в эту ночь облокотившись?   
Обучение детей
Тора повелевает родителям рассказывать своим детям о Песахе:
О мицве есть мацу и о запрете хамеца: «пресный хлеб должно есть семь дней, и не должно находиться у тебя квасного хлеба, и не должно находиться у тебя квасного во всех пределах твоих. И объяви в день тот сыну твоему, говоря: это ради того, что Господь сделал со мною, когда я вышел из Египта.» (Исх. 13:7-8)
- о выкупе первенцев: «... и каждого первенца человеческого из сынов твоих выкупай. И когда после спросит тебя сын твой, говоря: что это? то скажи ему: рукою крепкою вывел нас Господь из Египта, из дома рабства;» (Исх. 13:13-14)
- о пасхальной жертве: «И когда скажут вам дети ваши: что это за служение? скажите: это пасхальная жертва Господу, Который прошел мимо домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал Египтян, и домы наши избавил. И преклонился народ и поклонился.» (Исх. 12:26-27)
- обо всех мицвот:   «Если спросит у тебя сын твой в последующее время, говоря: "что [значат] сии уставы, постановления и законы, которые заповедал вам Господь, Бог ваш?" то скажи сыну твоему: "рабами были мы у фараона в Египте, но Господь вывел нас из Египта рукою крепкою; и явил Господь знамения и чудеса великие и казни над Египтом, над фараоном и над всем домом его пред глазами нашими; а нас вывел оттуда чтобы ввести нас и дать нам землю, которую клялся отцам нашим [дать нам]; и заповедал нам Господь исполнять все постановления сии, чтобы мы боялись Господа, Бога нашего, дабы хорошо было нам во все дни, дабы сохранить нашу жизнь, как и теперь; и в сем будет наша праведность, если мы будем стараться исполнять все сии заповеди пред лицем Господа, Бога нашего, как Он заповедал нам".» (Втор. 6:20-25)
Рут (Руфь) и Песах
Рут (Руфь) - моавитянка - сказала Наоми (Ноеминь):
«... не принуждай меня оставить тебя и возвратиться от тебя; но куда ты пойдешь, туда и я пойду, и где ты жить будешь, там и я буду жить; народ твой будет моим народом, и твой Бог - моим Богом;» (Руфь 1:16) И как важно, что эти слова были сказаны в Песах (это видно из 1:22)!
 
Об имени "Моше"
"Заметим, что имя «Моше» (форма «поэл») стоит в действительном залоге, а не в страдательном. Иными словами, оно должно означать не «извлеченный», а «извлекающий». Ибн-Эзра по этому поводу говорит, что вообще при образовании отглагольных существительных возможны искажения.
Иного мнения придерживается Овадия Сфорно [2] (1475 – 1550). Согласно его комментарию в этом имени было предсказано, что в будущем Моше вызволит, «извлечет» евреев из плена. (http://chassidus.ru/nedelnaya_glava/besedy/shmoys.htm)




 

"ОТЧЕ НАШ" - ЕВРЕЙСКАЯ МОЛИТВА
 
Молитва "Отче наш" - это еврейская молитва. Давайте прочитаем ее вместе с параллельными местами из ТаНаХа и из сидура (еврейского молитвенника).
 
«Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;» (Мф. 6:9-10)
«Да славят Тебя, Господи, все дела Твои, и да благословляют Тебя святые Твои; да проповедуют славу царства Твоего, и да повествуют о могуществе Твоем, чтобы дать знать сынам человеческим о могуществе Твоем и о славном величии царства Твоего.» (Пс. 144:10-12)
«Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его.» (Ис. 53:10)
"Да возвысится и освятится Его великое имя в мире, сотворенном по воле Его; и да установит Он царскую власть Свою ... при жизни вашей..." ("Кадиш") 
"Ты свят, и свято Имя Твое, и святые (ангелы) будут восхвалять Тебя изо дня  в день, вовеки. Благословен Ты, Господь, Бог святой." ("Шмонэ-эсре", благословение третье) 
«хлеб наш насущный дай нам на сей день;» (Мф. 6:11)
"Благослови для нас, Господь, Бог наш, этот год и все виды урожая его на благо, и пошли (летом говорят: благословение, зимой: росу и дождь для блага (нашего)) на землю, и насыть нас щедротами Своими; и благослови этот год на благо нам, подобно хорошим годам (в прошлом), ведь Ты – добрый Бог, и творишь добро, и благословляешь годы. Благословен Ты, Господь, благословляющий годы!" ("Шмонэ-эсре", благословение девятое) 
«и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;» (Мф. 6:12)
«Помоги нам, Боже, Спаситель наш, ради славы имени Твоего; избавь нас и прости нам грехи наши ради имени Твоего.» (Пс. 78:9)
"Прости нас, Отец наш, ибо грешны мы; помилуй нас, Владыка, ибо преступны мы; ведь Ты – добрый Бог и всепрощающий. Благословен Ты, Господь, милосердный и всепрощающий!" ("Шмонэ-эсре", благословение шестое)
«и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.» (Мф. 6:13)
«Господи, Боже мой! на Тебя я уповаю; спаси меня от всех гонителей моих и избавь меня;» (Пс. 7:2)
«Сохрани душу мою и избавь меня, да не постыжусь, что я на Тебя уповаю.» (Пс. 24:20)
"Не введи меня во искушение, и избавь меня от неправды... и сохрани меня от зла." (Вавилонский Талмуд, Брахот, 80б)
«Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.» (Мф. 6:13)
«Твое, Господи, величие, и могущество, и слава, и вечность (победа) и великолепие, и все, [что] на небе и на земле, [Твое]: Твое, Господи, царство, и Ты превыше всего, как Владычествующий.» (1 Пар. 29:11)
«Царство Твое - царство всех веков, и владычество Твое во все роды.» (Пс. 144:13)

ХАНУКА

История Хануки
 
2-й в. до н.э. Эпоха Второго Храма. В это время сирийский царь Антиох Эпифан запрещал евреям изучать Тору, соблюдать заповеди: нельзя было праздновать шабат и праздники, собираться в синагогах для молитвы и т.д.  Он требовал, чтобы евреи почитали греческих богов. В Иудее появились языческие статуи и алтари, на которых приносились в жертву нечистые, согласно Торе, животные, особенно свиньи. На священном алтаре в Храме была установлена языческая статуя.
 
Известный историк С.М.Дубнов, ссылаясь на предание, писал о том, как мать со своими семью сыновьями была в тюрьме за то, что они не хотели отступить от еврейской веры. Их заставляли выполнять языческие обряды, били палками и кнутами, но они категорически отказались. Шестеро братьев были казнены за то, что отказались есть свинину. Когда очередь дошла до самого младшего брата, царь обратился к матери: "Уговори хоть этого сына, чтобы он слушался меня и тем спас свою жизнь!" Вот что сказала мать сыну: "Не бойся этого злодея и умри добровольно, как умерли братья твои, за Бога и нашу веру!" "Мальчик был казнен, а вслед затем была казнена и героическая мать."(С.М.Дубнов. Краткая история евреев. Ростов-на-Дону, 2003, с.232-233)
 
Антиох Эпифан хотел навязать еврейскому народу чуждую культуру, но у него ничего не получилось. Иудеи под руководством Иуды (сына еврейского священника Маттитьягу) Маккавея (слово "Маккавей" складывается из первых букв следующих слов на иврите: «Ми камоха боэлим Гашем», что означает: «Кто подобен Тебе, о Б-г наш!».) подняли восстание против своих угнетателей. Восстание было успешным, братья-маккавеи одержали победу!
 
Когда они подошли к Храму, то увидели его полуразрушенным и разграбленным. Братья-маккавеи начали очищать его от идолов и восстанавливать его. Они построили новый жертвенник. В 25-й день месяца кислев 165 г. до н.э. прошло торжественное богослужение с жертвоприношением Б-гу. Праздник продолжался восемь дней. Бутылочка с маслом, которую нашли маккавеи, была рассчитана на один день. Но, согласно предания, этого масла для для светильника, благодаря Б-жьему чуду, хватило на восемь дней. И решено было каждый год праздновать Хануку - "праздник освящения". 

Важно: чудо с маслом произошло после очищения Храма.

Если мы хотим новое, нам нужно очищаться. Йешуа говорил:

«Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое.» (Мф. 9:17)
Слово "ханука" впервые встречается в Торе (Бемидбар (Числах) 7:10, 11; 7:84 "Zot Chanukat Hamizbe'ach" (освящение жертвенника Мишкана (Скинии)) и т.д.),  в Диврей hаЙамим II (2 Пар.) 7:9 (освящение жертвенника в Первом Храме), в Эзра (Ездра) 6:16,17 (освящение Второго Храма), у Нехемии (Неемии) 12:27 (освящение стены в Иерусалиме).    
В каждый из восьми дней Хануки евреи зажигают ханукию - восьмисвечник.  "В первый день праздника, после наступления темноты, зажигается первая свеча. Зажигают эту свечу – шамашем, дополнительной служебной свечкой...
Каждый день праздника добавляют по одной свече. Зажженные свечи ханукии принято ставить у окна или напротив двери. Пока горят ханукальные свечи, а это примерно 40-50 минут, женщины не занимаются домашней работой." (http://www.isracity.com/isra/family/prazdniki2.html)
"Каждую Хануку на протяжении вот уже почти двух с половиной тысячи лет евреи зажигают особую ханукальную менору. Сменяются города и страны, изменяется одежда, дома, люди. Меняется уклад жизни, длина одежды, фасон головных уборов. Меняется язык, способ общения, само время ускоряется. Но неизменно, как свет меноры в дни Хануки, светит вера в Единого Бога. Не в себе, не внутри дома – светильник ставится на окно, чтобы свет светил не только живущим в доме, но и всем, кто приблизится к нему." (http://cis.jewsforjesus.org/article.php?rid=2&aid=118&rid2=2&hid=6)
О Яване, сыне Яфета
«Яфета и его потомков Вс-вышний наделил мудростью и пониманием красоты. Hoax, благословляя Яфета, сказал, что «красота Яфета будет обитать в шатрах Шема». Иными словами, чтобы власть Яфета над красотой достигла предназначенного ей уровня, он должен поселиться в шатрах Шема.

Когда Александр сделал греческое государство могущественной империей, он собрал в своей столице множество ученых из разных стран и сделал ее средоточием мудрости. Именно тогда еврейские мудрецы вспомнили о благословении Ноаха и согласились перевести Танах на греческий язык, чтобы греки, искренно жаждавшие мудрости, могли ознакомиться хотя бы с основами Учения Шема  Торой. <…> Всемирная империя Александра заняла место своей предшественницы  Персидской империи, и Иудея просто перешла от одного завоевателя к другому. Сам Александр никогда не причинял евреям вреда.»

«Когда Тора была переведена на греческий язык, она вызвала глубокий интерес у тогдашних эллинистических властителей Сирии и Египта, которые стали относиться к евреям  народу Торы  с большим уважением. Однако впоследствии, когда они поняли, что Тора является источником жизненных сил для еврейского народа и мешает ему принять культуру завоевателей и тем самым полностью им покориться, они возненавидели ее. Тора превратилась в главную мишень для врага, и вскоре противостояние между могущественным греческим царством и маленькой покоренной Иудеей стало явным.<...> «Красота Яфета» остается красотой только до тех пор, пока он мирно обитает в «шатрах Шема». Но когда он пытается завладеть «шатрами Шема», заставить хозяина этих шатров служить ему, он уподобляется самозванцу, захватившему чужое царство...» (Элиягу Ки-Тов. Книга нашего наследия http://toldot.ru/tora/articles/articles_1540.html?template=83)
Ханука и Пурим
Есть общее между праздниками Ханука и Пурим. На праздник Пурим мы рассказываем о том, как Аман хотел  уничтожить еврейский народ физически из-за того, что один еврей Мардохей не поклонялся ему, на Хануку мы вспоминаем о попытке уничтожить евреев духовно. Но ни та, ни другая попытка не имела успеха. Потому что верен Господь Своему обещанию: «Ибо Я - Господь, Я не изменяюсь; посему вы, сыны Иакова, не уничтожились.» (Мал. 3:6)
 
Мессианское значение
 
Ханука - это свет. Наш свет - это Йешуа Мессия!    
«И Он сказал: мало того, что Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля, но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли.» (Ис. 49:6)
«Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме.» (Ин. 12:46)        
Йешуа был на празднике Ханука: «Настал же тогда в Иерусалиме [праздник] обновления (Ханука), и была зима. И ходил Йешуа (Иисус) в храме, в притворе Соломоновом.» (Ин. 10:22-23)

В чем состояло учение Йешуа на Хануку?

«Я и Отец - одно.» (Ин. 10:30)

Мессия раскрывает глубину понимания слова "эхад" (един) в известной Израилю молитве "Шма, Йисраэль" (Втор. 6:4-9):

«Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая; и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих.» (Втор. 6:4-9)

На Хануку многие уверовали в Мессию Йешуа (Иисуса): «И многие там уверовали в Него.» (Ин. 10:42)

Молитва "Шма" - это первая молитва в жизни еврейского ребенка, отец обучает его, когда он начинает говорить. И это была последней молитвой в жизни еврейских мучеников. Со словами "Шма" евреи погибали в фашистских концлагерях.

"Шма" - это одна из двух главных заповедей:
 

«Один из книжников, слыша их прения и видя, что [Йешуа] хорошо им отвечал, подошел и спросил Его: какая первая из всех заповедей? Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет. Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его; и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв. Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия. После того никто уже не смел спрашивать Его.» (Марк. 12:28-34)
В Нагорной проповеди сказано:
«И, зажегши менору (светильник), не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.» (Мф. 5:15-16)
«Никто, зажегши менору (светильник), не ставит ее в сокровенном месте, ни под сосудом, но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет.» (Лук. 11:33)
"Вера не может быть спрятана внутри сердца, чтобы никто ее не видел и не слышал, ее свет неизбежно станет виден." (http://cis.jewsforjesus.org/article.php?rid=2&aid=118&rid2=2&hid=6)
Как сказано выше, ханукальные свечи зажигают от свечи шамаш («служка»). Эта свеча символизирует Мессию Йешуа, Который пришел послужить:

 «так как Сын Человеческий не [для того] пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.» (Мф. 20:28)

Также и нам, верующим в Него, нужно служить:

 «но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом;» (Мф. 20:26-27)

Нам нужно зажигать сердца людей, подобно свече шамаш, быть светом миру.    

Ханука и семья
 
Праздник обновления Ханука имеет отношение и к нашим семьям. Укрепляйте брак, улучшайте взаимоотношения в семье!
Слово "ханука" связано со словом "хинух" (воспитание). Воспитывайте лучше ваших детей! "С самого раннего детства важно дать им настоящее и цельное еврейское воспитание, без каких бы то ни было компромиссов." (http://gorskie.ru/tradicii/hanuka.htm)
Зажигайте свечи в ваших сердцах и зажигайте сердца других! Пусть прийдет обновление, радость, долготерпение, шалом в ваши семьи!